Московская коллегия адвокатов "Лещук и партнеры"

Исковая давность, понятие, сроки

Понятие исковой давности очень часто встречается в судебной практике и не редко ее применение лишает возможности граждан в полной мере защитить свои права. Большинство людей обращающихся самостоятельно в суд, не имеют юридического образования и не ведают о существовании срока исковой давности. В связи с чем, хотелось бы подробней остановиться на понятии срока исковой давности и условиях ее применения.

Под исковой давностью понимается период времени в течение, которого лицо, чье право нарушено, должно обратиться в суд за защитой. В случае пропуска срока исковой давности, лицо также не лишено права на защиту, поскольку суд не вправе отказать Вам в приеме заявления в связи с пропуском срока исковой давности, однако в удовлетворении требования может быть отказано по ходатайству ответчика.

Срок исковой давности

По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Законодательством также предусмотрены и специальные сроки исковой давности, так например, по спорам связанным с имущественным страхованием такой срок составляет два года. Срок исковой давности по признанию оспоримой сделки недействительной равен одному году. Заявление об оспаривании совершенных нотариальных действий или об отказе в их совершении должно быть подано в течение 10 дней. Заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц может быть подано в течение 3 месяцев.

Кроме этого, законодательство устанавливает ряд требований, на которые срок исковой давности не распространяется. А именно: требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина; требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. При этом в случае предъявления требования о возмещении вреда за рамками трех годичного срока, взысканию подлежат только предшествующие три года.

Течение срока исковой давности

По общему правилу срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Например: требования к страховой компании могут быть предъявлены в течение двух лет, со дня, когда страховая компания отказала в выплате страхового возмещения.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Например: по договору займа деньги должны были быть возвращены до 01.01.2010 года, следовательно, срок исковой давности истекает 02.01.2013 года.

Если в договоре срок исполнения не указан или определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента востребования.

По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства.

Гражданский кодекс предусматривает также приостановление и перерыв срока исковой давности.

Заказать написание искового заявления Вы можете в Разделе запись на консультацию.

Также Вы можете скачать образцы исковых заявлений.