Московская коллегия адвокатов "Лещук и партнеры"

Наследование по закону и по завещанию

наследственные делаНаследование означает переход после смерти лица его имущественных прав и обязанностей к иным лицам, круг которых определен завещанием или законом. Наследованию не подлежат личные неимущественные права и иные нематериальные блага.

Действующее законодательство предусматривает два правовых режима наследования - по закону и по завещанию. Наследование по закону применяется в случае, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Полностью разобраться в вопросах наследства вам поможет адвокат по наследственным делам.

Наследование по закону

Наследование по закону осуществляется согласно следующей очереди:

• Дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления;
  • Братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери. Племянники и племянницы наследодателя наследуют по праву представления;
  • Дяди и тети наследодателя. Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления;
  • Прадедушки и прабабушки наследодателя;
  • Дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);
  • Дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети);
  • Пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

Наследование по завещанию

Для применения положений наследования по завещанию, необходимо соблюсти все условия составления завещания. В частности, завещание должно быть письменным, составлено лично и полностью дееспособным лицом. В случае если завещаний оставлено несколько, то действительным признается последнее завещание.

Законодательство Российской Федерации предусматривает свободу завещания, т.е. завещатель вправе завещать свое имущество любым лицам, определить долю каждого из наследников или же совсем лишить кого-либо наследства. Единственным ограничением при составлении завещания являются требования о соблюдении ст. 1149 ГК РФ об обязательной доле в наследстве.

Срок для принятия наследства

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает срок в течение, которого наследники желающие воспользоваться своим правом на наследство, должны подать заявление нотариусу или совершить действия по фактическому вступлению в наследство. Срок для вступления в наследство составляет 6 месяцев с момента смерти наследодателя.

Закон запрещает принятие части наследства, а также принятие наследства под условием или с оговорками. Таким образом, принятая наследником часть наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Заказать написание искового заявления о признании права собственности в порядке наследования Вы можете в Разделе запись на консультацию.

Также Вы можете скачать образцы исковых заявлений по вопросам наследования.